Пазл-терапия: как игра помогает пережить стрессовые ситуации
В последние годы психологи все чаще обращают внимание на простые, но эффективные методы, которые помогают детям справляться с переживаниями, связанными со стрессом, испугом или конфликтными ситуациями. Один из таких методов – «пазл-терапия», где в качестве терапевтического инструмента используется коврик-пазл.
Почему это работает
  • Ребенок после конфликта или сильного испуга часто испытывает чувство потери контроля. Ему трудно сразу вернуться к спокойному состоянию, и привычные слова поддержки взрослых не всегда помогают.
Сборка пазлов выполняет сразу несколько функций:
 • Восстановление контроля. Складывая детали в целостную картину, ребенок как бы «собирает» свой внутренний мир, возвращает ощущение порядка.
 • Телесное заземление. Движения рук, ощутимые границы деталей и их соединение помогают снизить уровень тревоги.
 • Эмоциональное проживание. Через игру с машинками по готовому автотреку ребенок может проигрывать ситуации, которые его волнуют, но уже в безопасной форме.
 • Социальный аспект. Собирать город можно вместе с родителями, братьями, сестрами, что укрепляет чувство поддержки и совместности.
Как вовлечь детей в игру
 1. Этап сборки. Предложите ребенку самостоятельно или вместе с вами собрать части города: дороги, перекрестки, дома. На этом этапе важно не торопить, дать возможность сосредоточиться на процессе.
 2. Создание истории. Когда коврик готов, предложите придумать сюжет: «Что происходит в нашем городе? Куда едет машина? Где живет герой?» Это позволяет выразить эмоции через символические образы.
 3. Проживание эмоций. Если ребенок был напуган или рассержен, можно предложить проиграть похожую ситуацию в городе: например, авария и помощь, ссора машинок и их примирение. Важно завершить историю благополучным исходом.
 4. Рефлексия. После игры спросите: «Что тебе понравилось больше всего? Как ты себя сейчас чувствуешь?» Это помогает закрепить позитивный результат.
Для каких случаев подходит пазл-терапия
 • после конфликтов с одноклассниками или сверстниками;
 • при страхах (например, после резкого звука, испуга собакой или драки);
 • для детей, склонных к повышенной тревожности;
 • как способ профилактики эмоционального выгорания у школьников.
Преимущества метода
 • не требует специальных навыков от родителей;
 • совмещает игровую и терапевтическую функцию;
 • подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста;
 • легко адаптируется под интересы ребенка (можно добавлять фигурки людей, машинки, даже строить «свой сценарий» города).
Пазл-терапия – это способ не только отвлечь ребенка от неприятных воспоминаний, но и помочь ему вновь почувствовать себя сильным, хозяином своей маленькой вселенной. Ведь, собирая полноценный сюжет, он заново учится справляться с трудностями и видеть, что после любого «хаоса» можно построить гармонию.
info.citix@gmail.com
TG: @citixmaster
Made on
Tilda